История села Усть-Уса

• УСТЬ-УСА (УСВАВОМ, УСВОМ) – село на правом берегу Печоры в устье реки Усы, центр с/а, в 40 км от г. Усинска, Усинское м/о.

• Местная легенда гласит, что селение основали в 1765 году братья Лукентий и Егор Каневы из Ижмы. В ревизских переписях XVIII - I пол. XIX вв. селения под таким названием нет.

• Однако в 1782 г. впервые упомянута деревня "В речке в Колье" (позднее - Колва, Колвинская, Усть-Колвинская). Судя по ее названию, это селение должно было располагаться на р. Колее или близ ее устья на р. Усе.

• Но в документе 1811 г. говорится: "Деревни Колвинской крестьяне, по неимению хлебопашества, ныне переселившиеся на усть Усу реку для выгодного рыбного промыслу, от коего имеют себе пропитание". Таким образом, д. "В речке в Колье" - это не современная Колва, а Усть-Уса. Возможно, что первоначально переселенцы поселились близ устья Колвы, но затем перебрались на то место, где сейчас находится Усть-Уса.

• В 1782 г. в селении было 10 чел. Основателя деревни звали Григорий Софронович Канев (фамилия та же, что и в легенде).

• В 1795 г. в д. Колва было 28 чел., в 1803 - 3 семьи, 11 мужчин (о женщинах нет данных); в 1811 - 23 мужчины; в 1818 г. (д. Усть-Колвинская) - 20 мужчин.

• В 1837 г. сюда переселился А.Д.Ануфриев с семьей из Мохчи. Примерно в те же годы И.С.Канев с семейством ушел в Щельяюр.

• Побывавший здесь в 1843 г. В.Н.Латкин () записал в дневнике:
"11 домов деревни Усть-Усы расположены на уступе горы... По крутизне, обращенной на полдень, позади домов, лежит несколько десятин обработанной земли, на которой сеют немного ячменя и иногда рожь...
Некоторые держат до 10 коров и по 4 лошади; они могли бы держать и больше, потому что луга здесь обильны кормом; но усть-усинцы привыкли к рыболовству и занимаются им около устья Усы". "В числе местных промыслов ловля куропаток считается одним из выгоднейших". "Довольно выгодную промышленность составляет выкармливание лисиц; теперь их в Усть-Усе до 90 штук; иногда лисицы даже плодятся в домах".
"В Усть-Усе есть хорошая пристань, образовавшаяся в заливе; в ней теперь стоит чердынский каюк, нагруженный рыбой летнего промысла усть-усинской деревни". "При богатстве здешних промыслов крестьяне живут в довольстве; рыбы, птицы, разного рода пушного зверя здесь много; для скотоводства - приволье... Не поленись только жители, был бы и картофель, и хлеб свой". "Обыкновенную (зимнюю - авт.) одежду жителей... составляют: малица, совик, пимы, люпты и шапка"; "женщины зырян носят сарафаны"; "зыряне... летом носят парки, сшитые из сукна".

• Хотя в дневнике В.Н.Латкина деревня носит название Усть-Уса, в материалах ревизии 1850 г. она записана как Усть-Колвинская; в ней жили тогда 106 чел. В материалах ревизии 1858 г. селение также именуется Усть-Колвинской; здесь жили 140 чел.

• В списке населенных мест 1859 г. селение записано уже под назв. Усть-Усинская (Усть-Уса); в нем насчитывалось 40 дв. В 1894 г. построена церковь. В 1897 г. открылась церковно-приходская школа. В 1912 - потребительское общество.

• В 1903 г. открыта Усть-Усинская гидрометеостанция для производства гидрологических и метеорологических наблюдений. В настоящее время осуществляются агрометеорологические наблюдения, а также наблюдения за аномальными явлениями природы.

• В 1905 г. в Усть-Усе было 40 дв., 351 житель; в 1920 - 86 дв., 443 чел., в 1926 - 106 дв., 586 чел. В 1921 г. коми составляли 96,2% чел., ненцы - 3,8%. В 1922 г. открылся фельдшерско-акушерский пункт. Побывавший здесь летом 1924 г. геолог Г.А.Чернов так описал Усть-Усу того времени: "Село раскинулось на высоком, крутом суглинистом берегу. Домишки ютились по склону среди непролазной грязи. Когда мы вышли на берег, я увидел необычное зрелище: лошадь, запряженная в сани. Оказывается, грязь настолько глубока и вязка, что ездить на колесах здесь невозможно".

• 2 мая 1925 г. открылась библиотека. В 1929 г. вступил в строй Усть-Усинский консервный завод. Производство базировалось на оленьем мясе. Заготавливались на экспорт консервы из мяса куропаток и рябчиков.

• Население Усть-Усы стало быстро расти в 1930-е гг., когда село оказалось одним из важнейших перевалочных пунктов для перевозки заключенных, которых направляли на стр-во угольных шахт и Северо-Печорской ж.-д. В 1 пол. 1930-х гг. открылся медпункт, к 1937 г. построили больницу на 25 коек. В 1935 г. сюда из Усть-Цильмы перевели управление Печорского пароходства и водздравотдел (находившийся здесь до перевода в Печору в 1946 г.).

• В 1936 г. а составе Коми области был образован Печорский округ с центром в Усть-Усе являвшийся промежуточным звеном между областными (позднее - республиканскими) и районными органами. Необходимость такого звена диктовалась трудностями оперативного руководства этой отдаленной и труднодоступной тогда частью Коми автономии. Округ состоял из трех районов: Усть-Усинского, Ижемского и Усть-Цилемского.

• В октябре 1941 г. после ликвидации округа Усть-Уса осталась центром р-на; тогда в ней насчитывалось 4,5 тыс. чел. Здесь размещались районные учреждения, Печорское управление речного пароходства, аэродром.

• 24 января 1942 г. в районе села Усть-Уса (лагпункт Лесорейд) вспыхнуло восстание заключенных под руковоством Марка Ретюнина. К вечеру того же дня Усть-Усинский райцентр был захвачен восставшими (ок. 80 чел.), к которым примкнули еще 12 человек освобожденных из местного отделения НКВД.
В течение нескольких дней между войсками НКВД и "отрядом особого назначения № 41", как назвали себя повстанцы, происходили настоящие бои. Для наблюдения за передвижением восставших использовалась авиаразведка. Заключенные пытались пробиться к оленьим стадам, чтобы, используя их, скрыться в заполярной тундре, но их выдал местный охотник. Вечером 1 февраля 1942 группа повстанцев была окружена в верховьях реки Малый Тереховей, в 175 км от села Усть-Лыжа. После 23-х часового боя в 18 часов 2 февраля, израсходовав почти все боеприпасы, Марк Ретюнин и еще 6 руководителей восстания, не желая сдаваться живыми, застрелились.

• После завершения строительства железной дороги значение Усть-Усы стало падать, население - сокращаться. Во II пол. 1950-х гг. Усть-Усинский р-н был ликвидирован.
К 1970 г. население Усть-Усы сократилось до 2358 чел., к 1979 г. до 2027 чел., к 1989 г. до 1556 чел. (759 муж., 797 жен., 70% коми, 24% русские). В 2000 - 1404 чел., 490 хозяйств.

Старинное село раскинулось по склону высокого (60 м) коренного берега, сложенного валунными суглинками. Выше по склону залегают водоносные пески с прослоями глин. Частые оползни, глинистые почвы создают неприглядное впечатление. Кажется, только одна причина заставила людей поселиться в этом месте — красивая панорама окрестностей Печоры и Усы, открывающаяся с усинского берега.
Далеко виден высокий правый берег Печоры. Видно, как она отклоняется влево и теряется далее среди многочисленных низких островов и террас.
Хорошо заметен левый, коренной, высокий берег, называемый «Смольным материком», до которого отсюда 20 км, что составляет ширину долины Печоры.
На юге, слева от Печоры, Усинское болото теряется в залесенной низине.
В хорошую погоду проглядываются горные вершины Приполярного Урала.

Памятники архитектуры Усинского района

В сельских населенных пунктах района архитектура традиционна для российского севера – избы-пятистенки. Культовая архитектура представлена двумя недавно построенными в Усинске православными храмами и мечетью, а также деревянными, плохо сохранившимися церквями в деревнях и селах.

• Село Усть-Лыжа. Церковь во имя Святого Апостола Филиппа. Построена в 1899 г.

• Село Усть-Уса. Церковь Живоначальной Троицы. Построена в 1894 г.

• Село Щельябож. Церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца. Построена в 1899-1908 гг.

• Село Мутный Материк. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Построена в начале XX в.

• Село Колва. Церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1823 г. началась постепенная христианизация ненцев (от слова "ненец" — человек; самоназвание — хасова; устаревшее — "самоеды", "самоядь", "юраки").

В 1826 крещены ненцы в Большеземельской тундре. Часть ненцев остались придерживатся традиционных верований. В 1829 по указу Николая I в устье Колвы заложена для крещения ненцев первая христианская церковь Николая Чудотворца — построена была в 1830 и освящена в 1931 году ("снаружи обита тесом и выкрашена желтой краской" В. Н. Латкин, Путешествие по Печоре, 1842).

В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю к белым медведям и моржам. Колонизация эта была предпринята под предлогом норвежской экспансии на эти земли.

В 1954 г., после принятия решения об использовании Новой Земли в качестве полигона для ядерных испытаний, 104 ненецкие семьи были переселены обратно на материк, в тундровую зону Печоры и г. Нарьян-Мар. От имени островного Совета его председатель Тыко Вылко на общем сходе заявил о согласии оставить архипелаг в связи с необходимостью обороны СССР и "...всем разом возвращаться на родину отцов и дедов — на "Большую землю", в бескрайнюю печорскую тундру".

Но и сейчас на островах проживают ненцы — примерно 100 человек которые занимаются охотой и рыбной ловлей (несмотря на 134 ядерных взрыва произведенных за время испытаний и повышенным уровнем излучения).

прим. Испытания ядерного оружия на Новой Земле проводились с 1955 г. (в том числе в 1961 – "Царь-бомбы") и прекратились в 1990 при политике гласности.
прим. Славилась Новая Земля обилием гусей, и не случайно обширный полуостров (на зап. берегу Южного острова) здесь носит название "Гусиная Земля".

 

Scroll to top