Усинские школьники совершили путешествие по «Экологической тропе»

 Усинск – местность с удивительной природой, где даже маленькая былинка проявляет чудеса стойкости в борьбе за выживание. На протяжении многих лет под воздействием различных природных факторов формировались грунты и породы, поэтому их неоднородность, слоистость может многое рассказать о геологических процессах, происходивших на территории района. В этом убедились ученики 9 «В» класса третьей школы, отправившись в экотур по маршруту «Экологической тропы», организованной для старшеклассников сотрудниками «РН – Северная нефть», дочернего общества НК «Роснефть». Экотур проводится нефтяниками ежегодно по программе совместной деятельности с учениками подшефной СОШ №3. Является частью просветительской работы, стартовавшей в Год охраны окружающей среды (2013) и ставшей традиционной. На этот раз путешествие по «экологической тропе» прошло в рамках подготовки к Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий, которыми объявлен 2017-й.  Предмета «Экология» у девятиклассников нет, уроки географии проходят, в основном, в учебном кабинете с помощью книг, наглядных пособий и образовательных фильмов. Поэтому возможность побывать в лесу, опытным путём проверить то, о чём читали и о чём рассказывали учителя, почерпнуть от профессионального эколога интересную и полезную информацию, была воспринята девятиклассниками с энтузиазмом. – Я и сама очень рада этой возможности, – говорит классный руководитель 9 «В», преподаватель русского языка и литературы третьей школы Ирина Харина. – Прожив в Усинске 25 лет, ни разу не была в лесу в районе Седью, Чёрной речки. Поэтому обрадовалась предложению сотрудников «РН – Северная нефть» вместе с девятиклассниками, большинство из которых намереваются поступать в «Роснефть-класс», совершить путешествие по экологическому маршруту. Ребята знакомятся с коллективом нефтяников, втягиваются в совместную деятельность.

– Экотур рассчитан на изучение объектов и явлений природы, ознакомление с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, – пояснил школьникам после инструктажа по технике безопасности инженер отдела охраны окружающей среды управления ПБ, ОТ и ОС «РН – Северная нефть» Ярослав Завьялов. – Вы также сможете увидеть результаты антропогенного, то есть человеческого воздействия на объекты природы, узнаете несколько полезных вещей, которые пригодятся в жизни, ещё вам придётся выполнить небольшое задание – увидим, как хорошо вы знаете школьный материл и владеете основами туризма. Маршрут от «Русских горок» до железнодорожного моста в районе Чёрной речки пролегал по пересечённой местности. Пришлось ребятам «форсировать» ручьи, преодолевать овраги, взбираться на холмы, спускаться к реке. И всё это – в окружении пёстрого осеннего леса, чей облик менялся в зависимости от местности.  Здесь-то школьникам и представилась возможность применить имеющиеся теоретические знания из области географии и даже физики. Старшеклассники вместе с профессиональным экологом провели ряд замеров и испытаний. Благодаря прикопкам – одному из простейших, но эффективных методов полевого исследования – убедились, что на разных типах ландшафта разные виды почвы. В разрезах экотуристы чётко разглядели многослойность земли, а также узнали, как этот «пирог» образовался, почему в некоторых местах в разрезе видны ярко-рыжие полосы, а в других почва практически белая. Убедились школьники и в том, что человеческое воздействие на природу бесследно не проходит, а на восстановление уходят десятилетия – они увидели невысокие сосенки, выросшие на месте карьера. Деревцам около 25 лет, но из-за природных факторов, замедляющих рост (низкие температуры, недостаток солнца и т.д.), выглядят они саженцами. На то, чтобы стать пятиметровой елью или сосной, уйдут многие годы. Удивительное рядом. Именно так можно было передать эмоции ребят, когда они узнали, что наш ландшафт – холмистая моренно-ледниковая равнина с преобладанием болот и еловых лесов – сформировался под воздействием ледника, шедшего с Урала. С интересом слушали о необычном источнике пресной воды, увиденном невдалеке от железнодорожного моста – самоизливающейся скважине подземных вод.

– В период строительства города вода из Усы рассматривалась как резервный вариант водоснабжения, – рассказал ребятам инженер-эколог, – потом намеревались разрабатывать месторождения подземных вод и снабжать население водой за счёт них. Вы видите как раз один из таких источников. В дальнейшем от этой идеи отказались – подземные воды содержат большое количество железа и подавать их в водопровод можно только после комплексной очистки. Поэтому, как часто бывает, временное превратилось в постоянное. Уса до сих пор остаётся основным источником питьевого водоснабжения, а подземные «ключи» находятся в резерве на случай загрязнения поверхностных вод. Спустившись к Чёрной речке, старшеклассники узнали, для какого эксперимента их по пути просили собирать еловые шишки. Оказывается, с помощью них и секундомера на мобильном телефоне или часах можно определить скорость течения реки. Эта информация незаменима в путешествиях, когда туристам, например, нужно сплавляться по реке. А напоследок, как и обещал Я. Завьялов, ребят ждало небольшое испытание и проверка навыков из курса юного туриста – школьникам предложили развести костёр, воспользовавшись всего одной спичкой. Разбившись на две команды, девятиклассники принялись собирать сухую траву, смолистые веточки, бересту. Расчистив место под костёр, чтобы предупредить распространение огня, уложили «хворост»  и... с первой же попытки справились с задачей!

– Мне очень понравился экотур, даже дождь впечатления не испортил! – говорит девятиклассница Валерия Канева. – В лесу раньше бывать… не приходилось – кому-то это покажется невероятным, но тем не менее. С родителями ездим, в основном, на дачу, поэтому знания о флоре и фауне родного края до этого дня ограничивались уроками и книгами. Теперь же эти сведения нашли подкрепление и подтвердились в естественных условиях. Мы увидели, как отражается на структуре почвы чрезмерное обилие влаги, узнали, как проверить глинистость, убедились в верности метода определения скорости течения при помощи подручных средств, узнали о системе водоснабжения Усинска. За столь короткое время такой объём информации! Хотелось бы, чтобы подобные экотуры проводились чаще и длились подольше, можно, например, отправиться в поход на весь выходной, за день узнать удастся ещё больше! Огромное спасибо сотрудникам «РН – Северная нефть» за познавательное мероприятие и столько интересной информации!

Удивительное рядом lightbox[bg]Удивительное рядом Удивительное рядом lightbox[bg]Удивительное рядом Удивительное рядом lightbox[bg]Удивительное рядом Удивительное рядом lightbox[bg]Удивительное рядом

 Татьяна МАЦАКОВА

 

Scroll to top