Рассмотрев сложившуюся ситуацию, ведомство пришло к выводу, что железнодорожники злоупотребляют доминирующим положением в сфере грузоперевозок. В июне 2012 года компании «РЖД» было предписано прекратить подобные поборы и не нарушать антимонопольное законодательство.

Суд первой инстанции согласился с выводами УФАС и постановил: плата за въезд автотранспорта на перрон, если это связано с приёмом и выдачей грузов, взиматься не должна. Однако ОАО «РЖД» решение суда опротестовало. Когда же Арбитражный суд РК протест не удовлетворил, опротестовало и данное решение.
Предприниматель Сергей Иванов был одним из тех, кто первым забил тревогу по поводу незаконных поборов. Он дважды в неделю получает груз, на вывозе товара каждый раз работают две машины. В итоге его небольшая компания, чтобы забрать прибывший груз, вынуждена в неделю отдавать около 2000 рублей.
– Может, разово это и не такие большие деньги, но если посчитать за месяц, полгода, год – сумма получается очень приличная, – говорит Сергей. – Любой предприниматель умеет считать расходы. Многие поэтому просто завышают цены на свои товары или услуги, чтобы компенсировать данный, не могу назвать иначе, побор. В конечном счёте это отражается на простых усинцах, потребителях услуг.
Невозможно не согласиться с УФАС – забрать груз из багажного или товарного вагона можно только заехав на перрон и перегрузив всё прямиком в машину. Альтернативы нет – нельзя же всерьёз рассматривать вариант переноски, например, стокилограммовых ящиков вручную на стоянку, где оставлена машина?
Уместную аналогию можно провести с недавним уголовным делом в отношении вуктыльского предпринимателя Любови Титовой. Она ввела пропускной режим к месту причаливания грузовых паромов на реке Печоре, установив шлагбаум и начав взимать плату за проезд. Земля находилась в аренде предприятия, возглавляемого «бизнесвумен», при этом женщина достоверно знала, что других дорог к причалу нет. Предприятие Любови Титовой не работало с паромами, не занималось погрузкой или разгрузкой, не оказывало никаких услуг водителям, следующим через Вуктыл. Предприниматель пошла по самому простому пути: поставила в нужном месте преграду. Хочешь проехать – плати. Всего за две недели с водителей таким образом было собрано более 100 тысяч рублей.
Причал этот, как оказалось, притягивает к себе любителей поживиться «на халяву» регулярно. Так, в прошлом году за аналогичное преступление был осуждён другой вуктыльский предприниматель Николай Недолужко, собравший за период речной навигации более полумиллиона рублей.
А в Усинске плата за въезд на перрон по-прежнему взимается. В багажном отделении вывешен даже прейскурант, в котором цены, по сравнению с прошлогодними, выросли вдвое. Так, за легковую машину вы заплатите 300 рублей, за грузовую, в зависимости от грузоподъёмности, от 500 до 1000. Столько же придётся заплатить и за автобус. Все цены установлены приказом по «РЖД» от декабря 2012 года. Причём, надо помнить, что это – плата за разовый въезд. Люди шутят, что таким образом «железнодорожники» пытаются напоследок заработать побольше – когда суд примет окончательное решение об отмене взимания платы за проезд, «кормушка» прикроется.
Апелляционная жалоба ОАО «РЖД» будет рассмотрена 13 марта. Не исключено, что на решение будет подана кассация. В общем, пока окончательно не будет поставлена точка в этом судебном разбирательстве, желающие получить груз будут продолжать платить. Правда, кое-кто из предпринимателей уже собирает квитанции об оплате, чтобы потом взыскать ранее потраченные средства, если компании «РЖД» докажут, что она была не права.

Scroll to top